вторник, 30 декабря 2014 г.

Композиция, часть 1

Золотое сечение, композиция Золотое сечение, композиция

Вот так у меня всегда — хотела писать по-порядку, по плану ( а по плану я собиралась написать об оборудовании рабочего места), но предновогодние оформительские дела заставили меня опять окунуться в бездонный для меня вопрос композиции.

Композиция — это такое расположение объектов на рисунке, чтобы его было приятно и интересно смотреть. Существует множество академических определений, например «Композиция: (от лат. compositio — составление) — сочетание разных частей в одно целое в соответствии с целью. В графическом искусстве композиция — это составление графического произведения, передача характера, цели, замысла согласно основной идеи», но я не буду в них закапываться, ибо моя цель не запутаться, а разобраться.

Вот допустим, есть идея рисунка и не важно это рисунок с натуры или из головы и сразу встает вопрос: под каким углом или из какого ракурса посмотреть на натуру или как разместить детали придуманной сцены?

Есть люди, у которых — врожденное чувство композиции, но меня это не касается. Помню ещё ситуации из детства: мои богатства разложены на столе, лист альбома, много цветных карандашей и … ступор. Где провести линию берега, как разместить относительно берега негритенка (хотела нарисовать сценку из песенки Чунга-чанга), где нарисовать пальму, чтобы она вместилась в лист и была не меньше человечка,…? А хочется, не испортить бумагу (хорошей бумаги было мало, а акварельной не видела до начала института) и чтобы было красиво, как в мультике, виденном несколько месяцев назад (интернета не было ещё и в идее, «видика»  — тоже, пересмотреть мультик по своему желанию — возможности никакой, в телевизоре две программы, работающих утром и вечером, а днем черно-белый шшш-ш-ш-ш). В художку ходить не пришлось, поэтому учиться приходится самой до сих пор. И вот что я нарыла:

Принципы / правила композиции:


Начинайте с малого масштаба


Если сначала вы рисуете что-то в малом масштабе — делаете эскиз — это позволяет вам изучить общий тон и композицию. Кроме того, маленькие эскизы занимают меньше времени, чем большие, и позволяют определить, какие проблемы могут испортить большой рисунок.

Как достичь: Начните с листа бумаги не больше(210×297 мм. Выполните один рисунок, который можно использовать как набросок сам по себе или увеличить до любых желаемых размеров.

Чем меньше, тем лучше


Часто рисунок, над которым работают очень долго, становится перегруженным и уже не отвечает одному их важнейших принципов графики: теряет белое пространство. Меньшее время работы над рисунком может не дать его ухудшить.

Как достичь: Ограничьте время работы над рисунком, и когда оно закончится, остановитесь. Помните, что «идеально» нарисовать нельзя никогда — независимо от того, сколько у вас времени; даже очень хорошие рисунки можно еще улучшать и улучшать.

Не дорисовывайте до краев


Будьте осторожны, следите, чтобы линии не касались края бумаги, и оставляйте белую рамку вокруг рисунка. Благодаря этому белого пространства остается достаточно и создается эффект рваного края. То, что линии не касаются краев, придает рисунку эффект рамки, который используется потом при оформлении.

Как достичь: Оставляйте от 6 мм до 10 см белого пространства вдоль края листа в зависимости от размеров рисунка и композиции.

Белое пространство


Белое пространство — один из важнейших элементов рисунка, потому что он способствует рваному краю и соотношению масс и пустот. Человеческий глаз видит сначала белое, а потом черное. Поэтому белое пространство привлекает внимание к рисунку.

Как достичь: Поставьте букву «Б» в тех участках, которые должны остаться белыми или светлыми; это служит напоминанием при заливке тоном. Кроме того, ограничьте время рисования, чтобы не перегрузить рисунок. Белое пространство не обязательно должно быть чисто белым, оно может быть светлым оттенком любого цвета.

Рваный край


При рваном крае четыре края рисунка не приобретают ровной геометрической формы, например квадрата, треугольника или крута. Рваный край у рисунка придает изображению разнообразие и реалистичность.

Как достичь: Чтобы нарушить геометричность формы, стратегически размещайте детали, например мебель, флаги, фонтаны, растения, людей, деревья и автомобили на рисунке так, чтобы создать рваный, неровный край за счет выступающих предметов или провалов.

Темное и светлое


Темное и светлое используется для того, чтобы придать объекту рисунка, например, углу здания, тёмный тон с одной стороны и более светлый — с другой. Это придает изображению трехмерность.

Как достичь: Сделайте одну сторону объекта (меньшую по : размерам или более затененную, находящуюся дальше от источника света, направленного на объект ) по крайней мере в два раза темнее, чем другую большую по размерам или более светлую).

Масса и пустота


Мы определяем объекты в окружающей среде по их форме и по разным оттенкам объектов, находя»щихся рядом: например, темная трава рядом со светлой дорогой или темное здание на фоне светлого неба. Правильное использование принципа массы (темного) и пустоты (светлого) помогает четче указать разные материалы на рисунке.

Как достичь: Когда материалы на рисунке меняются, используйте более темные тона на темных материалах (массе) и более светлые на светлых (пустоте). Например, темное здание (масса) помещается рядом : светлым небом (пустота), а темная трава (масса) должна находиться рядом со светлой дорогой (пустота). Это помогает разным материалам не сливаться и создает хороший рваный край.

Светотень


Светотень придает силу, глубину и реалистичность изображению и делает рисунок более читаемым.

Как достичь: Тени появляются только на тех поверхностях, на которые падает свет, но никогда — на неосвещенной стороне. Чем более рельефный объект, тем больше на нем теней. Удвойте насыщенность при переходе от солнечной поверхности к неосвещенной и от неосвещенной до теневой, чтобы добиться трехмерного вида объекта.

Ассиметричность


Ассиметричная композиция делает рисунок интереснее и увлекательнее, создает реалистичную обстановку и позволяет избежать монотонности.

Как достичь: Используйте разные элементы, например людей, растительность, машины или мебель, чтобы достичь ассиметричного баланса и создать визуальную гармонию и баланс насыщенности. Избегайте симметричного расположения объектов.

Скрытая линия горизонта


В целом обычно линия горизонта не видна, если только вы не смотрите на океан или на большое озеро. Поэтому, если линия горизонта скрыта, это делает рисунок более реалистичным и приятным глазу.

  Как достичь:Скройте линию горизонта элементами обстановки — людьми, деревьями, машинами, горами и зданиями.

Соотношение тонов


Если контраст массы и пустот слишком сильный, возникает впечатление лоскутности изображения. Градация тонов позволяет это исправить, объединив темные и светлые оттенки средним тоном.

Как достичь: Изучите распределение оттенков каждого объекта рисунка, чтобы убедиться, что слишком тёмные и слишком светлые оттенки не окажутся близко друг к другу.

Точка фокуса


Центр рисунка — это точка фокуса, к которой обычно притягивается ваш взгляд. Это не обязательно физический центр страницы.

Как достичь: В точке фокуса должно быть больше деталей и более насыщенные оттенки, но все равно должно оставаться белое пространство. Этот метод используется, когда остается мало времени на завершение рисунка; в других случаях используется метод темного переднего плана и светлого фона.

Темный передний план / светлый фон


В природе объекты выглядят более насыщенными, когда находятся ближе к наблюдателю, и более светлыми, когда находятся дальше. Существует растяжка тона от переднего плана к фону.

Как достичь: При заливке рисунка используйте более светлые цвета в фоне, постепенно делая их темнее к переднему плану. Для применения этого метода требуется больше времени, поэтому его лучше использовать в более проработанных рисунках.

Взято тут

А вот пододные же принципы  из книги Джованни Чиварди «Рисунок. Пейзаж»

Принципы композиции, Джиованни Чиварди Принципы композиции, Джиованни Чиварди

Или вот ещё:

Основы композиции


На что обращать внимание:

- Визуальный центр интереса — внимания, фокус, основная тема картины.

Наиболее красивая, отработаная и выразительная часть художественного образа. Область окружения дополняет эту важнейшую часть и является зависимой. Попробуйте определить, какие детали наиболее полно раскрывает ваш замысел, а какие создают второй и даже третий цент интереса, конкурирующие с основной темой.

— Визуальный обход. Наш глаз расположен всё «читать» слева на право и снизу в верх. Любит делать остановку и возвращаться к пройденному. Всегда должна быть пауза для глаз. Избегайте деталей, которые не подчёркивают основное содержание. Пусть основные линии установят медленный «обход». Визуальный ряд дожен плавно привести к центру основного внимания. Прямые линии создают слишком быструю поездку для зрителя. Добавте ритма. Разбейте прямой путь. Чередуйте противоположности.

— Всё возвращается к живописи. Ветки деревьев, склон горы, движения действующих лиц ( животные, люди, птицы), всё смотрит и идёт к внутренней части картины. Движения ударов кисти к центру также помогает создать иллюзию направления.

— Используйте игру света и тени. Большая и интересная тема для изучения! Ведь именно игра света создаёт всё вокруг, и настроение и контраст и выделяет значимое.

— Исследуйте контраст. Чрезмерная выразительность по всему холсту только при первом просмотре притягивает внимание. Дальше глаз устаёт, нет паузы, так как все детали «прожёванны» и борются за ваше внимание. Это даёт нереалистический жёсткий просморт. Научитесь обобщать и прописовать только главное. Никто не любит чрезмерную навязчивость. Позвольте зрителю самому досказать недосказаное. Оставте возможность для работы воображения.

— Иллюзии. Чистый холст плоский. Как же создать иллюзию трёхмерного пространства?

Основное правило глубины: тон заднего план всегда холоднее переднего. Контраст и «цветность» намного слабее и постепено набирают силу к переднему плану. Мягкие грани на заднем плане также способствуют созданию иллюзии глубины в живописи.

— Исследуйте равновесие форм, масс, цветовых пятен и движения в картине. Пусть не одна сторона холста не будет перегружена. Хороший эскиз перед началом работы помогает определить места основных форм живописи и также форму и размер холста.

-Чередование форм. Создайте ритм и равновесие в чередовании изображаемых форм . Например, если река на переднем плане имеет плавные изгибы, пусть горы или облака на заднем плане не имеют плавных форм (или наоборот).

-Цвета должны выглядеть гормонично. Используйте не более 3-4 оттенков в цвете. Иллюзия тона: наш глаз сам смешивает расположеные рядом цвета. Например, мазок красного цвета, расположенный рядом с белым, дает иллюзию розового цвета. Большая тема для исследования и творчества. Пишите светлые места более плотно, теневые более тонко.

— В мире всё так или иначе ищет равновесия. Зритель также неосознанно любит, когда всё гармонично и уравновешенно. Казалось бы, что самый лёгкий путь, это разбить холст на две части и написать что то симметричное. Но это далеко не приветствуется в художественном мире. Творчество предполагает новые решения и поиск равновесия там, где его по идее быть не может.

Так и появилось понятие «асимметричное равновесие». Как ни странно, но имено оно даёт картине центр привлекательности. И чем сложнее это равновесие , тем интереснее. Пример: если вместо двух одинаковых цветовых масс, будет размещено три разных по форме и цвету и к тому же относительно друг друга они будут устанавливать некую линию для просмотра.( от большой к более маньшей). Вывод: ищите асимметричных решений и не только по форме, но и по цвету, контрасту и ритму.

Взято тут

На сегодня думаю хватит, но это далеко не все.

Комментариев нет:

Отправить комментарий